Понятие экологического аудита
Мы вам перезвоним




Главная > Экологический аудит > Понятие экологического аудита
Экологическое проектирование
Новости
  • Понятие экологического аудита

    Экологический аудит – независимая комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности. Нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют.

    История:

    Принято считать, что экологический аудит в мире зародился на рубеже 1970-80-х годов. В частности в ЕЭС директива об экологическом аудировании была принята в 1982 году, в 1984 году национальное агентство по охране окружающей среды США разработало концепцию экологического аудирования федеральных агентств. В Российской Империи зарегистрирован первый экологический аудит в 1892 году. Обязательные Правила «О порядке открытия и содержания химических заводов», явились, по сути, первоначальном документом по проведению экологического аудита. В РФ экологический аудит применяется с 1993 года. В 1998 году был принят ряд правовых актов Госкомэкологии в области экологического аудита, в том числе установившие правила их аттестации. Сегодня в Российской Федерации функцию аттестации экоаудиторов выполняют несколько некоммерческих организаций.

    Основанием для проведения экологического аудита являются:

    • Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды (в ст. 1 дано определение экологического аудита)
    • Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (статья 27, п..2 — предусмотрено использование экоаудита по требованию государственных инспекторов)
    • Указ Президента РФ № 511 от 15.03.2000 г. «О классификаторе правовых актов» (код 110.010.100( 080.160.000) (предусматривает экоаудит как вид деятельности)
    • Приказ Госкомэкологии РФ от 16.07.1998 №436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации»
    • Госстандарт России приняты стандарты серии ГОСТ Р ИСО 14000 по формированию системы экологического аудита
    • Стандарты серии ГОСТ Р ИСО серии 14000 (ГОСТ Р ИСО 14001 — 98 — «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»; ГОСТ Р ИСО 14004 — 98 — «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»; ГОСТ Р ИСО 14010-98 — «Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы»; ГОСТ Р ИСО 14011-98 — «Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления окружающей средой»; ГОСТ Р ИСО 14012-98 — Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии»; ГОСТ Р ИСО 14041:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели и области, анализ». М., Госстандарт России, 1998г.; ГОСТ Р ИСО 14042:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия». М., Госстандарт России, 1998г.; ГОСТ Р ИСО 14043:98. «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация». М., Госстандарт России, 1998г.; ГОСТ Р ИСО 140050:98. «Управление окружающей средой. Словарь». М., Госстандарт России, 1998г.)

    Цели и задачи экологического аудита

    Эффекты и выгоды экологического менеджмента и экологического аудита. Проведение процедуры экоаудита позволяет:

    • оптимизировать финансовые затраты предприятия с учетом экологических факторов;
    • предупредить случаи возникновения ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды и нерациональным природопользованием;
    • улучшить взаимоотношения с природоохранными органами и населением;
    • добиться определенных финансовых льгот, субсидий, корректировки платежей за природопользование с учетом реального вклада предприятий-природопользователей в оздоровление окружающей среды;
    • перейти на международно-признанные стандарты и процедуры экологического управления, что связано с интеграцией российских предприятий в систему мировой экономики и международной экологической безопасности.

    Развитие методологии экологического аудита, разработка и реализация конкретных аудиторских программ, дальнейшее использование полученных результатов может существенным образом повлиять на изменение экологической ситуации в стране, в первую очередь на уровне отдельных промышленных предприятий, производственных комплексов и территорий.

    Экологический аудит способствует:

    • разработке основы для последовательного повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и уменьшения отрицательного воздействия производства на окружающую среду, главным образом за счет уже имеющихся методов и средств, не требующих значительных дополнительных затрат;
    • обоснованию необходимости и возможности концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с инвестициями в экономику;
    • предотвращению развития острых локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций, разработке рекомендаций по их своевременному разрешению;
    • созданию информационной основы для повышения эффективности других видов экологической деятельности: экологического контроля и мониторинга, экологической экспертизы и экологического страхования, экологической сертификации;
    • повышению достоверности экологической информации;
    • оценке эффективности существующих инструментов экономического регулирования и управления в области охраны окружающей среды и др.

    Экологический аудит представляет собой независимую, комплексную, документированную проверку и оценку соблюдения субъектом хозяйственной деятельности требований в области охраны окружающей среды и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности.

    Виды экологического аудита

    Согласно принятой в настоящее время процедуре, экологический аудит можно подразделить по видам на обязательный и инициативный.

    Обязательный экологический аудит проводится:

    при реализации международных обязательств в области охраны окружающей среды;

    по поручению государственных органов, в том числе для обоснования экологической санации предприятий;

    для учета экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий;

    при реализации процедуры банкротства экономических субъектов;

    при проведении обязательного экологического страхования;

    при подготовке и обосновании инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования и т. д.

    Этот вид экологического аудирования может осуществляться по решению государственной экологической экспертизы, а также в процессе процедуры оценки воздействия на окружающую среду. В свою очередь, инициативный аудит проводится по решению руководителей экономического субъекта или других лиц, принимающих решения.

    С другой стороны, экологический аудит можно подразделить на внутренний и внешний. Внутренний экологический аудит носит добровольный характер и проводится по инициативе самого предприятия. Внешний же аудит проводится, как правило, на обязательной основе.

    Потребность в экологическом аудите в России и отдельных ее регионах обусловлена несколькими важными факторами:

    необходимостью усиления государственного регулирования природоохранной деятельности в условиях ограниченности возможностей бюджетного финансирования, включая обоснование решений в сфере приватизации, реструктуризации предприятий, закрытия и выноса экологически вредных объектов;

    обоснование решений по привлечению зарубежных инвестиций и др.

    Кроме того, вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) невозможно без признания действующих правил, процедур и требований, среди которых экологический аудит является узаконенным инструментом управления.

    Этапы экологического аудита:

    Этап 1. Проверка первичной документации, регистрационных книг и других документальных актов, отражающих текущие показатели природоохранных мероприятий;

    Этап 2. Получение объективной информации из нескольких источников, включая интервьюирование сотрудников;

    Этап 3. Визуальный осмотр объекта с анализом его состояния;

    Этап 4. Исследование состояния природной среды с применением необходимых приборов;

    Этап 5. Формирование предложений рекомендательного характера, направленных на улучшение природоохранных процессов и рачительное расходование экоресурсов.

    Проведение экологического аудита включает предоставление итогов анализа в форме заключения, которое передается руководителю предприятия. Такой акт является официальным и заверяется печатью компании или подписью экоаудитора. Этот документ содержит экспертные

    выводы о соответствии проверенной документации и принципов деятельности организации законодательным положениям в области экологии.

    Критерии, свидетельства и выводы экологического аудита

    Критерии аудита — методы, процедуры и требования (в том числе законодательных актов или регламентов), которые использует аудитор. Выбор в пользу тех или иных средств суждения и оценки определяется целями и задачами аудита.

    Свидетельства аудита — данные (записи, документы, изложения фактов и другая информация), которые имеют отношения к критериям проводимого аудита и могут быть проверены. При сборе свидетельств аудита проводится независимая оценка экологической документации законодательству РФ и нормативам в области охраны окружающей среды. Верификации подлежит любая информация, имеющая отношение к проводимой проверке.

    Выводы аудита — результат, к которому приходят специалисты, проведя анализ информации, полученной в процессе сбора свидетельств аудита. Выводы аудита дают полную информацию о соответствии/несоответствии собранных данных критериям аудита, а также возможностях улучшения ситуации. Результаты аудита оформляются в заключение, которое помимо выявленных недочетов содержит рекомендации по их исправлению.

    Приложение №1 «Порядок, процедуры и этапы экологического аудита (методика работ)»

Мы перезвоним вам




Наверх