Экологический аудит для предприятий, помощь в проведении экологического аудита.
Мы вам перезвоним




Главная > Экологический аудит, виды и задачи экологического аудита и стадии проведения
Экологическое проектирование
Новости
  • Экологический аудит, виды и задачи экологического аудита и стадии проведения

    Экологический аудит – предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимого вневедомственного квалифицированного анализа и оценке хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
    К объекту экологического аудита относятся хозяйственная и иная деятельность, в том числе и прошлая, связанная с воздействием на окружающую среду, природные объекты, а также результаты такой деятельности.
    При проведении аудита проверяется степень соответствия характера деятельности, продукции, системы управления и другим экологическим требованиям, количественным или качественным показателям, действующим на территории РФ.

    Предметом рассмотрения при проведении экологического аудита признаются:

    • виды деятельности, связанные с охраной окружающей среды, природопользованием;
    • состояние окружающей среды на производственном или природном объекте;
    • системы управления окружающей средой;
    • соблюдение природоохранного законодательства и установленных экологических требований;
    • использование ресурсов;
    • процессы обращения с отходами;
    • финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимого воздействия и др.
    Цель экологического аудита – содействие субъектам хозяйственной деятельности в определении своей экологической политики, формировании приоритетов в осуществлении природоохранных мероприятий, а также создание механизма реализации эффективного регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития.

    Задачи экологического аудита:

    • обоснование экологической стратегии и политики предприятия;
    • определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
    • проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;
    • повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду;
    • снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

    Экологический аудит проводится физическими лицами – экологическими аудиторами – специалистами, имеющими соответствующее квалификационное свидетельство (аттестат), и юридическими лицами – экологическими аудиторскими фирмами, имеющими в своем штате экологических аудиторов и получившими от полномочного органа разрешение (лицензию) на осуществление данного вида деятельности.
    Экологический аудит систем экологического менеджмента может быть внутренним и/или внешним. В случае внутреннего аудита руководство предприятия поручает ответственным специалистам из числа персонала формирование аудиторской «команды», куда могут входить и специалисты со стороны. В случае внешнего аудита заключается договор со специализированной аудиторской фирмой или специалистом, имеющими лицензию на данный вид деятельности и формирующими аудиторскую «команду», в состав которой могут входить и представители предприятия. В любом случае специалисты, осуществляющие экологический аудит, должны быть квалифицированными, беспристрастными и объективными.

    Для оценки эффективности систем производственного экологического управления и менеджмента возможно использование следующей методики, разработанной с учетом требований и рекомендаций Международного стандарта ISO 14001.

    Этапы экологического аудита:

    • оценка соответствия требованиям экологического законодательства РФ;
    • оценка соответствия общим формальным требованиям стандарта ISO 14001;
    • качественная оценка соответствия расширенным требованиям стандарта ISO 14001;
    • оценка динамики изменения основных количественных показателей экологической деятельности предприятия;
    • качественная оценка деятельности предприятия в области экологического управления и менеджмента;
    • оценка эффективности производственного экологического управления и менеджмента на первом этапе может носить формальный характер и проводиться несколькими способами;
    • получение подтверждений от всех государственных контролирующих организаций о том, что деятельность данного предприятия соответствует требованиям законодательства;
    • получение общего заключения о выполнении государственных экологических требований.

    Подтверждение соответствия всем законодательным требованиям может проводиться методом от противного, т.е. путем получения соответствующих данных, характеризующих:
    • отсутствие сверхлимитных сбросов и выбросов, правильность хранения отходов на промплощадке;
    • наличие всей необходимой документации по воздействию на окружающую среду;
    • наличие всех необходимых лицензий на комплексное природопользование, наличие разрешений на выброс и сброс загрязняющих веществ;
    • наличие справок о платежах, наличие разработанной и утвержденной документации, такой как, например, Проекты нормативов ПДВ и сбросов, Проекты лимитов размещения отходов и др.;
    • наличие порядка на промышленной площадке.

    Если выполнение требований экологического законодательства подтверждено одним из выше перечисленных способов, то по первому этапу оценки эффективности системы экологического менеджмента делается положительное заключение.

    Требования стандарта ISO 14001:

    • наличие экологической политики, которая доведена до сведения населения и общественности;
    • наличие экологических целей и задач;
    • наличие руководства и программы по системе экологического менеджмента;
    • четкое распределение обязанностей персонала, включая его обучение;
    • проведение предварительного аудита (обзора) для определения экологических аспектов существующей деятельности предприятия;
    • ведение необходимой документации;
    • осуществление систематического аудита для подтверждения работоспособности системы экологического менеджмента.
    При положительных ответах на все поставленные вопросы дается итоговое положительное заключение по второму этапу оценки.

     Требования стандарта ISO 14001 по следующим направлениям:

    • экологическая политика и планирование деятельности в области экологического менеджмента;
    • организация деятельности в области экологического менеджмента;
    • оценка результатов и последовательное совершенствование деятельности в области экологического менеджмента.
    Для оценки используются анкеты (табл. 3.1).
    Таблица 3-1
    Пример анкеты, используемой при проведении экологического аудита

     Объекты оценки  Критерии оценки Требования стандарта ISO 14001Фактическое положение

    Необходимо последовательно ответить на все вопросы анкет. При соответствии реальной ситуации на предприятии требованиям стандарта ISO 14001 делается итоговое положительное заключение по третьему этапу оценки.

    На четвертом этапе оценки используются разнообразные количественные критерии и показатели, как уже применяемые предприятием, так и дополнительно предлагаемые в рамках проводимой программы аудита. При этом важно показать динамику изменения показателей как минимум за три последних года.

    В основу оценки при анализе динамики изменения количественных показателей закладывается принцип их последовательного улучшения за анализируемый период. Система экологического менеджмента на предприятии считается достаточно эффективной (при условии, что соблюдены все вышеперечисленные требования и критерии), если подтверждается тенденция непрерывного улучшения во всех аспектах экологической деятельности предприятия, где это практически достижимо.

    На пятом этапе качественно оценивается разнообразная, преимущественно инициативная деятельность предприятия в области экологического менеджмента, включая намерения к осуществлению подобной деятельности и полученные промежуточные результаты.

    Нормативные ссылки
    1. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
    2. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
    3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ.
    4. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»
    5. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире».
    6. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33 Ф3 «Об особо охраняемых территориях».
    7. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями от 29 декабря 2000 г.).
    8. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
    9. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
    10. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
    11. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
    12. ГОСТ Р 17.0.0.06-2000. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы

Мы перезвоним вам




Наверх